МКОУ "Тляратинская СОШ"
село Тлярата, Гумбетовского района
  • О школе

    МКОУ "Тляратинская СОШ"

    1.В селе образовательное учреждение открылось  в 1928 году  в частном доме в форме ликбеза.

    2. 1932г. – Началось строительство здания школы. Открылась  начальная школа в частном доме –   зав. школой  Османов А. из села Сивух.

    3. 1936г. – Переселение в школьное здание.  Зав. школы- Балаев  Инус

                                                                                                                 Алиев Саидбег.

    4. 1954г. – Семилетняя школа .           Директор – Шихмирзаев Магомед

      1955г.  - Директор  -  Пахрудинов Сайгид                                                                                                                               /с. Ингиши /.

                                                                          1958г. -  Директор -  Давудов Магомед

    5.  1959г.- Начальная школа.                Зав. школы – Магомедбеков Хункар.       

                                                                         1963г.- Зав. шк. –Хабибов Нажмудин. 

                                                                          1973г. –зав. шк.Исаев Абдурахман.

    6. 1975г. –Восьмилетняя школа.          Директор –Давудов Магомед.

                                                                          1984г. –Директор –Магомедов Гаджи.

    7. 1990г. –Н/средняя школа.                 Директор –Гусейнов Гаирбег .

    8. 2003г –МКОУ «Тляратинская средняя  общеобразовательная школа».

                                                                          Директор –Гусейнов Гаирбег.           

    История школы

    Селение Тлярата расположено  на солнечном  склоне над речкой Тляратинкой, притоке реки Андийское Койсу. Над селом,  на севере, возвышается хребет Салатау, на юго-востоке Гимринский хребет, на северо-западе – Андийский хребет, высота над уровнем моря 1400 метров.  Перед селом находится  невысокий синклинальный хребет, с крутыми отвесными склонами на южной стороне,  на которой находился лес. В начале XIX  века лес был вырублен и использован как строительный и топливный  материал не только тляратинцами,  но и жителями соседних сел. По инициативе учащихся Тляратинской школы лес был посажен в 1983-1990годах, в настоящее время зеленые сосны и стройные берёзы радуют глаз тляратинцев.

    Общая площадь земель села составляет около 9 кв. км., пастбищ 202 га, пашни 26 га, под водой   24 га, общественные сады занимают 3 га, сенокосные угодья 4га, дороги 22 га, плюс 300 га, как бы в резерве.

    На западе Тлярата граничит с райцентром Мехельта, на северо-востоке  с. Аргвани, на                       юго-востоке с. Ингиши. Название села  произошло от слова «Лъар» - речка, то есть, расположенное над речкой. В северной части  села находятся  старинные постройки бывших домов, новые дома раскинулись более удобных местах, на нижних склонах, плато. Село  утопает в зелени садов. Рядом с селом  проходит государственная дорога, соединяющая все села района с республикой, трасса «Хасавюрт – Мехельта». Точно установить время возникновения села не удалось, но есть в нашем селе такие места, как "Капурзабазул хабал", что означает  не мусульманское кладбище, значить, до принятия ислама село уже существовало. Кроме этого кладбища есть еще четыре, частные захоронения на своих участках, на западе села, очень старые могилы на краю полей села. Когда люди строили новые дома, они находили скелеты  людей  в разных  позах - в сидячем и скрученном положении  и снова захоронили их в действующих кладбищах. Версии о возникновении села несколько. Предки рассказывали, что село основали выходцы из других сел,  вынужденных покинуть свое село из-за кровной мести или вражды. На этом месте, благоприятной по климатическим условиям, находился хутор хана по имени Кучка. Его сына звали Микич, от которого идет живущий в селе род "Микичилал"  Другой тухум - сына Курбанали Гъани (Абдулгани) "гъанилал", из тухума старшего Шамхала из Аргвани. Тухум  Давудовых переехал из Арадериха, Алиевы из Кутиша  Левашинского района, тухум Валил (Алилал) из Хунзаха, АхIматIилал - из Мехельта (КIуйдалал). Один из тухумов произошел от похищенных, за выкуп, из  Грузии двух мальчиков. Одного из  этих мальчиков  отдали  в Мехельту, другого в Хубар. Отданного в Мехельту, звали Ардуб, его потомка звали Насиб, и в его честь тухум стали называть «Насибилал». Говорят, что  этот тухум  впервые начали разводить сады и сажать виноград. Есть еще версия, изложенная в книге Мусы Расулова "Седой Гумбет - мой родной край".  Вот о чем он пишет:  "В республиканском архиве я много месяцев провел за изучением историй  сел. Гумбетовского района. Там я встретился с Шамсудином Исаевым из селения Тад-Магитли Ахвахского района, он уверял, что  Тлярата - это бывшее село из Ахвахского района,  которое было переселено в Гумбетовский район. С 1340 года до 1520 года на Ахвахские земли  были переселены 30-35 хозяйств из сел. Анцух высокогорного Тляратинского района. Они одними из первых  добровольно приняли ислам на 10 лет раньше, чем остальные Ахвахцы.  В знак поощрения тляратинцев анцухцев  и назло ахвахцам, медлившим с приобщением  к исламу, Ибрагим – Нуцал выделил  пришлым   людям самые лучшие земли  Ахвахского района, повыше села Зоно-росо, где сейчас сохранились остатки разрушенных стен и фундаменты домов. Ахвахцы стали требовать налог с урожая, выращенного на их земле  в размере 1/3 части и с каждого хозяйства по 1 овце в течение года. На этой почве возникли столкновения и кровопролития. Тогда тляратинцам надоело бесконечная тяжба с ахвахцами, и предварительно договорившись с гумбетовцами, они переселились на хутор мехельтинцев. Это произошло в 1520-1530годах. Ахвахцы уважали тляратинцев, как очень способных и трудолюбивых людей, уважительно называли их узденями, более 300 га земли, принадлежавшие в свое время  анцухцам, тляратинцам в Ахвахском районе, до сих пор называют «вакфу».                                                                                                       Версии об образовании селения Тлярата несколько, но установить истину все труднее, так история все дальше и дальше уходит от нас.    

    В 1966 году в селе проживало 82 семьи, в 1993 году - 93 семьи, в настоящее время более 140 семей. До 1874 года села Тлярата и Мехельта вели совместное хозяйство,  позже села разделились, многие земли мехельтинцев на территории села были выкуплены тляратинцами.  Хотя в селении нет известных исторических достопримечательных мест, нет крупных и природных объектов, село все-таки имеет свои уникумы. Это холм, который называют « ХIарщ буцулеб гох!» (Глиноземный холм). Там добывали глину в конце XIX  начале  XX веков. В 40-70 годы ее использовали как пластилин для лепки на уроках труда в школе. На холме находятся океанические  скелеты морских звезд, ракушечников, и др. которые доказывают, что когда - то это место являлось дном древнего океана Тетиса. В 1983 году приезжала профессор из Тбилиси  Нина Гваидзе, которая писала об этом научную работу. Есть еще  местечко «ГIуркъузда жаниб», (Теснина глыб), где во время революции скрывались молодые девушки  нашего села и прятали драгоценности,  как от большевиков, так и

    Образование и формы обучения

    Тляратинцы тяготели к знаниям во все времена, достигая их вершин не только в Дагестане, но и за его пределами: в Орджоникидзе, в Грозном, в Саратове, в Тбилиси, в Новочеркасске, В Москве, В Ленинграде и в других городах России и СССР. Такими являются:

                    1. Шарапудинов Магомед Расулович - кандидат физико-математических наук, преподаватель ДГТУ, профессор.

                    2.Хамидов Гаджи Давудович - кандидат медицинских наук, профессор.

                   3. Хамидов Сиражудин Давудович - кандидат ветеринарных наук, профессор.

                   4. Магомедбеков Ухумали Гаджиевич - проректор ДГУ, доктор химических наук, профессор

                   5. Магомедбеков Хайдарбек Гаджиевич - кандидат химических наук.

                   6. Джамалудинов Гамзат Магомедгазиевич - проректор ДГПУ, доктор социологических  наук .

                  7.Залумханов Давудгаджи Асадулаевич - кандидат философских наук.

                 8. Шарапудинов Гаджи Магомедович - кандидат экономических наук.

                 9. Шарапудинов Шарапудин Магомедович - кандидат экономических наук.

                10.Магомедбеков Гамзат Ухумалиевич - кандидат экономических наук.

                11.Магомедбеков Нажмудин Хайдарбекович – кандидат химических наук.

                12.Хамидова Гульжан Сиражудиновна-

                13. Хамидова Патимат Сиражудиновна-

                14. Газихмаева Изахат Сайпудиновна-

               15.Хамидов Анвар Гаджиевич-

               16. Харисеева Заира Гусейновна-

         В настоящее время из селения Тлярата в аспирантуре обучаются более 15 человек. За особые успехи в учебе тляратинцы на форумах отличников поощрялись разными наградами. Валиева Анисат Алибековна – студентка Московского мединститута №2 , удостоена президентской стипендии за отличную учебу.  От каждого школьного выпуска 80% учащихся получают высшее образование. Были у нас и летчики, и офицеры  морского флота.

    Первым офицером морского флота был Идрис Балаев, 1924г.р., капитан второго ранга, имеет награды: Орден Красного Знамени, Орден Отечественной Войны. Первым летчиком испытателем был Гасанов Омар Набиевич, 1933 года рождения, который в 1956 году окончил высшее военное училище и ушел в отставку в звании майора авиации. Прослужив 25 лет летчиком, он награжден 8 медалями  за службу в ВВС, его фотография висит на доске почета в  Пугачевском летном училище, как лучшего летчика.

    Начальное образование
    для 1–4 классов
    Основное образование
    для 5–9 классов
    Среднее образование
    для 10–11 классов
    Дополнительное образование
    для 5–9 классов

    Программа развития

    Данная образовательная программа – система целей, принципов, технологий и методов реализации педагогических задач обучения, воспитания и развития ученика, наиболее полно учитывающая возможности школы, педагогического коллектива, запросы социума. Разработана в соответствии с Уставом и Программой развития школы. Цели:  целенаправленное развитие всех структурных подразделений школы, укрепление связей с учреждениями социокультурного цикла в микрорайоне;  создание условий для получения школьниками среднего образования высокого уровня, необходимого и достаточного для продолжения дальнейшего обучения;  развитие способностей каждого ученика, формирование общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и освоения формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ Задачи:  строгое соответствие всех требований российского образовательного стандарта;  системный характер всего набора учебных дисциплин;  создание для школьников, имеющих повышенную мотивацию к учебному труду и соответствующие способности, условия для качественного получения знаний каждым обучающимся школы;  создание условий, благоприятствующих укреплению физического, нравственного и психологического здоровья школьников.  Формировать в школьном коллективе детей и взрослых уважительное отношения друг к другу на основе толерантности.

    Фотографии

    Документы

    Документы не выбраны

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie